В мае 2021 года Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) № 286 и основного общего образования (ООО) № 287.
Введение ФГОС в отечественную систему образования были обусловлены современными вызовами:
✔ формированием насыщенной информационно – образовательной среды;
✔ переходом к системно – деятельностной образовательной парадигме образования;
✔ созданием новых инструментов развития и оценки образовательного пространства;
✔ интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и др.
Для решения указанных проблем были разработаны стратегии развития отечественного образования, национальные проекты, созданы экспериментальные
площадки и т.д.
Утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2017 году Программа цифровой экономики РФ повлекла за собой изменения деятельности и организации в различных сферах, в том числе и в образовании. Национальный проект «Образование» включает глобальный федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.
Основания введения ФГОС НОО
В Приказе Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 г. указано, что ФГОС начального общего образования (НОО) должен обеспечивать:
- государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования;
- единство образовательного пространства РФ, единство учебной и воспитательной деятельности, единство обязательных требований к условиям реализации программ НОО и результатам их освоения;
- преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
- вариативность содержания образовательных программ НОО, в том числе различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- личностное развитие обучающихся, включая становление их гражданской идентичности;
- физическое воспитание, формирование здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире, её исторической роли;
- развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся;
- освоение обучающимися технологий командной работы;
- возможности получения начального образования на родном языке.
Принятый новый стандарт (ФГОС НОО) не применяется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основания введения ФГОС ООО
ФГОС ООО в вопросах и ответах
ФГОС основного общего образования (ООО) должен обеспечивать развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).
Процессы цифровой трансформации образования (ЦТО) рассматриваются на сегодняшний день как естественная составная часть процессов развития системы общего образования.
В Постановлении Правительства РФ №1836 «О государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда”» утверждено Положение, устанавливающее цели, задачи и принципы развития государственной информационной системы.
Вариативность содержания программ при реализации нового ФГОС обеспечивается за счет:
- требований к структуре программ НОО, которые должны содержать обязательные компоненты (могут быть в различных вариациях углубленного изучения): учебный предмет; учебный курс; учебный модуль;
- возможности образовательной организации разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных учебных предметов;
- возможности разрабатывать и реализовывать образовательной организацией индивидуальные учебные планы (ИУП) в соответствии с образовательными потребностями и интересами обучающихся.
Обучающиеся должны в результате освоения программы овладевать:
- Учебными знаково-символическими средствами: замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач (универсальные учебные познавательные действия);
- Учебными знаково-символическими средствами: умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы (универсальные учебные коммуникативные действия);
- Учебными знаково-символическими средствами: способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять познавательную инициативу, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).