МБОУ "СШ №10"
Смоленск
  • Образовательные стандарты и требования

    Уважаемые родители!

    В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17.05.2012 г. № 413

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.05.2022 № АЗ-686/03 «О разработке рабочих программ»

    Письмо Координационного совета «Информационные материалы по вопросам содействия дальнейшему развитию системы образования» от 27.06. 2022 № 767-06/СШ-22

    Приказ Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 18.10.2022 № 444 «Об утверждении мониторинга по введению и реализации обновленных ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Смоленска в 2022-2023 учебном году»

    Приказ Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 18.01.2023 № 21 «Об утверждении муниципального плана-графика по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях города Смоленска»

    ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    Основания,цели,задачи и обновления ФГОС

    В мае 2021 года Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) № 286 и основного общего образования (ООО) № 287.

    Введение ФГОС в отечественную систему образования были обусловлены современными вызовами:

    ✔ формированием насыщенной информационно – образовательной среды;

    ✔ переходом к системно – деятельностной образовательной парадигме образования;

    ✔ созданием новых инструментов развития и оценки образовательного пространства;

    ✔ интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство и др.

    Для решения указанных проблем были разработаны стратегии развития отечественного образования, национальные проекты, созданы экспериментальные
    площадки и т.д.

    Утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2017 году Программа цифровой экономики РФ повлекла за собой изменения деятельности и организации в различных сферах, в том числе и в образовании. Национальный проект «Образование» включает глобальный федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

    Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.  

    Основания введения ФГОС НОО

    В Приказе Минпросвещения России №286 от 31.05.2021 г. указано, что ФГОС начального общего образования (НОО) должен обеспечивать:

    • государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования;
    • единство образовательного пространства РФ, единство учебной и воспитательной деятельности, единство обязательных требований к условиям реализации программ НОО и результатам их освоения;
    • преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
    • вариативность содержания образовательных программ НОО, в том числе различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
    • личностное развитие обучающихся, включая становление их гражданской идентичности;
    • физическое воспитание, формирование здорового образа жизни;
    • формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире, её исторической роли;
    • развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся;
    • освоение обучающимися технологий командной работы;
    • возможности получения начального образования на родном языке.

    Принятый новый стандарт (ФГОС НОО) не применяется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

      Основания введения ФГОС ООО

      ФГОС ООО в вопросах и ответах

      ФГОС основного общего образования (ООО) должен обеспечивать развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны и овладение ими в ходе обучения и в повседневной жизни современными технологическими средствами. Также указывается о необходимости формирования у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).

      Процессы цифровой трансформации образования (ЦТО) рассматриваются на сегодняшний день как естественная составная часть процессов развития системы общего образования. 
      В Постановлении Правительства РФ №1836 «О государственной информационной системе “Современная цифровая образовательная среда”» утверждено Положение, устанавливающее цели, задачи и принципы развития государственной информационной системы.

      Вариативность содержания программ при реализации нового ФГОС обеспечивается за счет:

      1. требований к структуре программ НОО, которые должны содержать обязательные компоненты (могут быть в различных вариациях углубленного изучения): учебный предмет; учебный курс; учебный модуль;
      2. возможности образовательной организации разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных учебных предметов;
      3. возможности разрабатывать и реализовывать образовательной организацией индивидуальные учебные планы (ИУП) в соответствии с образовательными потребностями и интересами обучающихся.

      Обучающиеся должны в результате освоения программы овладевать:

      • Учебными знаково-символическими средствами: замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач (универсальные учебные познавательные действия);
      • Учебными знаково-символическими средствами: умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы (универсальные учебные коммуникативные действия);
      • Учебными знаково-символическими средствами: способность сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять познавательную инициативу, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).

      Какие изменения в работу школы вносят обновленные ФГОС НОО и ООО

      Изменения в новых ФГОС НОО и ООО

      ФГОС - 2009 (НОО), 2010 (ООО) ФГОС - 2021

      Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

      Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было.

      Во ФГОС НОО и ООО закреплено, что образовательная организация (далее - ОО) может формировать программы разного уровня и направленности с учетом потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.

      Первый - в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

      Второй - ОО вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.

      Третий - можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников ( п 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО).

      Требования к результатам освоения ООП
      Требований было меньше, личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

      Требования к результатам освоения ООП уточнены и расширены по всем видам результатов - личностным, метапредметным, предметным.

      Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданскопатриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

      Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль. Каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», - это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

      Добавлены результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин: «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». (п. 9 ФГОС НОО, п. 9 ФГОС ООО).

      Необходимо помнить, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому, в рабочих программах одновременно необходимо учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Это противоречие устранено в примерных рабочих программах, размещенных на сайте Института стратегии развития образования РАО.

      ОО со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

      Требования к пояснительной записке

      Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО.

      Содержание пояснительной записки одинаковое.

      На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности (далее - ВД), но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО).

      На уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать принципы формирования и механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО).

      Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочной деятельности (далее - ВД) с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий.

      Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.

      Требования к рабочим теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности (далее - ВД). Но в описании к учебным курсам ВД обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

      Содержание календарного плана воспитательной работы

      Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах

      В план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит ОО, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО).

      Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

      Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

      В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика», в который входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика».

      Изменена структура предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».

      В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно - подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, ОО вправе разработать шаблон самостоятельно

      Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

      Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

      Изучение родного языка в ОО, в которых языком образования является русский язык, и второго иностранного языка можно организовать при наличии возможностей ОО. При этом также надо получить заявления родителей (законных представителей) учеников. Изучение второго иностранного языка организуется по заявлению обучающихся, их родителей (законных представителей) из перечня, предлагаемого ОО, при наличии необходимых условий. (п. 33.1 ФГОС ООО

      Объем часов аудиторной нагрузки

      ФГОС НОО: минимум - 2904, максимум - 3345

      ФГОС ООО: минимум - 5267, максимум - 6020.

      ФГОС НОО: минимум - 2954, максимум - 3190 (п. 32.1 ФГОС НОО)

      ФГОС ООО: минимум - 5058, максимум - 5549 (п. 33.1 ФГОС ООО)

      Объем внеурочной деятельности на уровне НОО

      1350 часов

      1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

      Требования к структуре содержательного раздела ООП

      Раздел включал:

      программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов ВД на уровне НОО; рабочую программу воспитания;

      программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы.

      На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).

      На уровне ООО вместо Программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в ОО обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы модулей (п. 32 ФГОС ООО).

      Особенности обучения детей с ОВЗ

      В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

             Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

             Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

      Особенности обучения детей с ОВЗ
      ФГОС - 2009 (НОО), 2010 (ООО) ФГОС - 2021

      Применяли ФГОС НОО и(или) ФГОС НОО ОВЗ и(или) ФГОС для у/о.

      ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные ООП на уровне начального общего образования разрабатываются на основе ФГОС ОВЗ или ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО с учетом ПООП, в том числе ПАООП. (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов.

      Например, для глухих и слабослышащих обучающихся можно не включать в программу учебный предмет «Музыка»; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с ТНР является обязательным изучение учебного предмета «Развитие речи» в предметной области «Русский язык и литература»; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с ТНР, обучающихся с нарушениями ОДА - изменение сроков изучения иностранного языка.

      Для всех детей с ОВЗ необходимо исключить изучение учебного предмета «Физическая культура» и включить учебный предмет «Адаптивная физкультура». Если увеличивается срок освоения АООП до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может составлять менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО).

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie